Педагогическая экспедиция Екатеринбург-Челябинск

" В сердце горного царства"

23.06.2013г. – 30.06.2013г.


Удивительная земля Урал!
Она лежит как летопись, позволяя
Читать себя по одним названиям…»
М.С. Шагинян

Удивительная земля Урал!
Она лежит как летопись, позволяя
Читать себя по одним названиям…»
М.С. Шагинян

«Полевой практикум как форма активизации познавательного 

интереса и формирования исследовательской компетенции школьников»

 

Цель полевого практикума: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности учителей и осмысления педагогами сущности и возможностей деятельностного подхода в реализации содержания современной школьной географии как средства достижения результатов ФГОС ООО на основе использования линии УМК «География» под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова.

Задачи:

определить роль школьной географии в реализации результатов обучения с учётом современных изменений в образовательном процессе, обеспечивающих готовность учителя к переходу на ФГОС.

проанализировать и систематизировать спектр современных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода, оценить их эффективность;

оценить возможности практикоориентированных форм организации учебной деятельности;

познакомиться с опытом организации полевых исследований;

освоить современные методики проведения полевых исследований, доступные в условиях школьного образования.

В ходе работы конференции  мы имели возможность:

узнать о возможностях линии УМК «География» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» в реализации деятельностного подхода средствами современных педагогических технологий и практикоориентированных форм организации учебной деятельности;

получить ответы авторов учебников «География» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» на вопросы по содержанию и методике преподавания школьной географии.

Участники полевого практикума: методисты по географии региональных ИПК (ИРО), методических центров (центров развития образования); руководители ММО (ГМО, РМО) учителей географии, участники и победители конкурса в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»; лауреаты профессиональных конкурсов.

Педагогическая экспедиция Екатеринбург-Челябинск,

как средство реализации деятельностного подхода при обучении географии

УМК «ВЕНТАНА-ГРАФ»

Педагогическая экспедиция Екатеринбург-Челябинск проходила в форме полевого практикума по проблеме «Полевой практикум как форма активизации познавательного интереса и формирования исследовательской компетенции школьников» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ», которой приняли участие педагоги и методисты географии ИПК из разных регионов РФ. Работа проходила в тесном творческом сотрудничестве со специалистами кафедры методики преподавания школьной географии МПГУ и коллективом авторов учебников УМК «Вентана-Граф». В ходе проведенных семинаров, конференций, авторских мастер-классов и встреч с педагогами, методистами географии Свердловской и Челябинской областей участники узнали о возможностях линии УМК «География» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» в реализации деятельностного подхода средствами современных педагогических технологий и практикооринтированных форм организации учебной деятельности, а также получили ответы на вопросы по содержанию и методике преподавания школьной географии от авторов учебников УМК «География» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ».Оживленно и интересно прошел круглый стол по обмену опытом, в рамках которого участники представили опыт организации практических форм работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, встреча с авторами учебников «Особенности линии учебников «Георафия» «ВЕНТАНА-ГРАФ». По проблеме «Компетентностный подход при реализации начального курса географии «Вентана-Граф доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ, кандидат педагогических наук Летягин Александр Анатольевич познакомил с особенностями начального курса географии 5-6 класса» на этапе ФГОС, главной составляющей деятельностного подхода является рабочая тетрадь «Школа географа следопыта» с практическими заданиями направленная на образовательный результат при обучении географии. «Отражение идей ФГОС в УМК «География России» выступил доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ, кандидат педагогических наук Пятунин Владимир Борисович и «Особенности УМК «География. 7 класс и «География. 10 класс» в соответствии с требованиями ФГОС» методист по географии ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» Смирнова Наталья Евгеньевна, в ходе своих выступлений определили роль УМК «Георафия» в достижении планируемых результатов обучения с учетом требований ФГОС. На одном из семинаров с опытом работы учителей географии школ ЮАО г. Москвы нас познакомил Хабибулин Р.Х. по проблеме «Организация проектной деятельности школьников по географии», а также Беловолова Е.А. (кандидат педагогических наук доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ) в ходе мастер-класса со способами деятельности «Формирование УУД в обучении географии».

Главной особенностью были практические занятия на местности «Бизнес-Центр «Ниотан», где был реализован практикоориетированнный подход и участники применили на себя роль учеников при выполнении практических исследований организованных авторами Летягиным А.А: «Проектирование экологической тропы «Niotan» и Пятуниным В.Б. «Комплексная характеристика населения региона на основе социологических исследований» на данном этапе участники в составе групп освоили современные методики проведения полевых исследований, доступные в условиях школьного обучения.

В ходе трансфера Екатеринбург-Челябинск мы познакомились с историческими и культурными, природными достопримечательностями Уральского края, с производствами ОАО «Первоуральский: новотрубный завод» и «Первоуральский динасовый завод», «Уральский мрамор», посетили памятник промышленной архитектуры федерального значения завод «Северская Домна», побывали на границе двух континентов «Европа» и «Азия», а также совершили увлекательное путешествие по озеру Тургояк на остров святой Веры, где находится загадочный комплекс мегалитов и дольменов, узнали много интересного о сокровищах земли уральской в музее «Ильменского заповедника», во время экскурсий узнали много нового и интересного об удивительном Уральском крае, а также получили массу положительных эмоций и впечатлений на весь учебный год.

Ежедневные результаты экскурсий оформляли в «Дневнике полевых исследований» в форме записей, структурированных таблиц и логико-смысловых схем. В ходе полевого практикума у всех участников были сформированы ключевые компетенции, прежде всего информационные, коммуникативные и практические в сфере методики преподавания географии средствами учебников ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ». По окончанию полевого практикума всем участникам были сертификаты региональных тьюторов Издательского центра в предметной области «География». 

Заинтересованные в успешной работе по новым стандартам участники полевого практикума Екатеринбург-Челябинск отметили актуальность и практическую ценность проведённого мероприятия, высказали пожелания о систематическом проведении подобных педагогических экспедиций.

Особую благодарность хочется выразить начальнику отдела ОНД ИЦ «Вентана-Граф» Емелиной Надежде Петровне за создание условий, доброжелательной и добросердечной обстановки на протяжении всей работы полевого практикума.

Успехов всем и удачи!